Наивное путешествие в Беларусь. Средства массовой информации.

Наивное путешествие в Беларусь 1. Знаки и символы

Впечатление второе

Получив первое впечатление, сознавая, что справится с пониманием и интерпретацией воспринятых знаков и символов только своим умом трудно, путешественник обращается за помощью. Поскольку для понимания современности энциклопедии и справочники мало пригодны, приходиться обращаться к публицистике и к средствам массовой информации. Второе впечатление путешественник может получить в гостиничном номере, закупив стопку газет и включив телевизор.

Телевидение.

При включении телевизора сразу обнаруживается, что в миллионном городе, столице десятимиллионного народа только одна телепрограмма, она и республиканская, и городская. А главное, она государственная и полностью подцензурная. По этой программе вы не только не услышите и не увидите независимых суждений, острых материалов, взвешенного анализа, вы не получите даже сколько-нибудь развернутой официальной точки зрения на актуальные вопросы. Создается впечатление, что умолчание и игнорирование информации — основная задача белорусского ТВ.

Вам споют и спляшут, вам расскажут несколько анекдотов, покажут фильм непервой свежести, и самый минимум информации, львиная доля которой не имеет никакого отношения к вопросам, на которые вы ищете ответы. Не берусь судить профессионализм минских телевизионщиков, но как зрителю мне их работа скучна и маловразумительна. Кажется, что и им самим скучно то, что они показывают. Анализа событий в стране из этого источника ждать не приходится.

Официальный язык ТВ белорусский, но фильмы идут на русском без перевода, некоторые передачи тоже, люди с которыми разговаривают журналисты и ведущие почти всегда отвечают по-русски на белорусские вопросы и реплики. Начинается белорусская программа позже российский, а заканчивается раньше, ТВ день начинается и заканчивается из Москвы.

В отношении развлечений минское ТВ не выдерживает конкуренции с московскими программами, а в отношении информации и анализа событий даже не пытается конкурировать. Поэтому ТВ как средство массовой информации в Белоруссии российское. В России белорусские новости не относятся к самым актуальным и редко попадают на экран, поэтому ситуацию с ТВ в Белоруссии можно назвать телевизионной информационной блокадой. Впрочем, белорусские зрители ничего не ждут и не требуют от своего ТВ.

Газеты.

Большая часть газет в Белоруссии по-прежнему государственные. Они, как правило, органы какого-нибудь органа. Есть газеты у Советов, у правительства, у партий и общественных организаций, нет только независимых. Все действительно массовые газеты либо проправительственные, а значит советские, либо опозиционные — коммунистические.

Националистические и демократические газеты выходят малыми тиражами, редко, и не располагают достаточными информационными источниками. Но они, по крайней мере, пытаются давать если не объективную, то, хотя бы отличную от официальной, информацию. От этого мало пользы, поскольку эти слабые газетки едва успевают сообщать то, что уже и так все знают из иностранных источников или по слухам. На анализ они не тянут как из за своей слабости, так и из-за тенденциозности.

Однако, второе впечатление оказывается беднее первого. Может быть не стоило вообще о нем говорить, если бы не удивление наивного простака путешественника. На этот раз удивление состоит в том, что обычные представления о тоталитаризме оказываются не совсем верны. В Белоруссии нет тюрем и Сибири. Снят пресловутый “железный занавес”, с Востока для информации нет даже языкового барьера (только здесь я понимаю, почему меня так смущает засилье русского языка в Белоруссии, хоть я и не сторонник моноязычия, ведь на языковой барьер можно было бы списать идеологический консерватизм, а так, даже этой лазейки не остается), а свободы слова никакой, полное торжество цензуры. И это при том, что Беларусь прошла через ту же головомойку гласности, что и Россия.

Отсутствие гласности, свободы слова и свободы мысли должно иметь свои причины и объяснения. Наивный путешественник может заняться поиском тех, кому нужна свобода слова. Для этого нужно глянуть на социальное устройство Беларуси. Сначала опросим те социальные страты, которые заведомо не нуждаются в гласности и свободе слова. Исключаем все село и крестьянство. Свобода слова исключительно городская ценность. Но и в городе не все социальные группы разделяют эту ценность.

Бюрократия предпочитает свои закрытые каналы распространения информации. Информация распространяемая по закрытым ведомственным каналам кажется бюрократии более надежной, достоверной, реалистичной и практичной. На самом деле это не так. Именно в этих каналах информация отличается однобокостью, тенденциозностью и непрактичностью. Во всяком случае, то что распространяется по этим каналам не поддается проверке на достоверность.

Пролетариат и люди наемного труда нуждаются в очень ограниченной информации, поскольку в их оперативном мышлении не представлены объекты, которые требуют постоянного притока новых сведений и материала для работы с ними. Эта социальная категория является потребителем готовых выводов и ответов, но не материала для анализа.

Люди бизнеса и предприниматели, конечно, заинтересованы в свободном информационном обмене, но сами не могут его организовать и запустить, для этого им нужны союзники и компаньоны.

Интеллигенция — безусловно это та социальная страта, которая является основным носителем ценности и идеологии свободы слова. Но сама так же неспособна в одиночку организовать ее, как и предприниматели, но не заметно союза между двумя этими группами.

В теории существует еще средний класс. Это группа обладающая относительно высоким доходом, независимо от источника этого дохода, располагающая ресурсом свободного времени, достаточным уровнем образованности. Именно люди этого класса во всем мире заняты в трансформационных технологиях. Но в Белоруссии этот класс практически отсутствует. Он размыт с помощью ряда факторов: Низкая планка доходов установленная для всех работающих в стране, поскольку, бюджет либо разворовывается, либо (в большей степени) тратится на непродуктивные социальные программы, по существу на подачки населению, позволяющие правящей клике удерживаться у власти; Целенаправленное ограбление населения по части свободного времени за счет погружения в натуральное хозяйство, через отвратительную структуру сервиса и выделения всем дачных участков для прокорма. Средний класс вместо, выполнения своих функций, растрачивает свой ресурс на своих N сотках.

Получается, что свободу слова организовывать и делать некому. Предприниматели и интеллигенция должны отворачиваться от Беларуси и смотреть “на сторону”. Куда? Конечно в Россию. Поэтому националистическая часть интеллигенции и политические сторонники независимости лишаются своей социальной базы и электората. БНФ и другие национальные движения начинают люмпенизироваться, и сами могут превратиться во врагов гласности и свободы слова.

Вот к таким выводам приходит наивный простак сидя у телевизора и читая белорусские газеты. Второе впечатление от Беларуси оказывается еще более удручающим чем первое. Наивный простак путешественник рискует погрузиться в чувство унылой обреченности. Удивительная страна Беларусь после второго впечатления представляется безнадежно неизменной в своей уникальности.

Отсутствие свободы слова и информационной инфраструктуры закрывает для путешественника возможность третьего и последующих впечатлений. Можно отправляться домой или начинать влезать в местные дела и самому разбираться изнутри. В последнем случае важно не превратиться целиком в местного жителя, иначе ничего не увидишь и не поймешь, все станет привычным и естественным, от века и на веки веков, страна потеряет свою удивительность. Придется обзавестись дачным участком, выкладываться на нем до потери всякого интереса к окружающему, лишится наивности и простоты.

Если же такой путешественник попутается подольше пожить в Беларуси и сохранить свою наивность, то эта наивность станет видна и окружающим. Вас не будут трогать: “что вы хотите от наивного простака”, но к вам и не будут относиться всерьез. С другой стороны, вы будете вызывать подозрения: “что это он делает и к чему стремится, ведь за это не повысят зарплату, не выделят лишние сотки, что-то тут не так, и его нужно изолировать”. А может быть и другое отношение: “дадим ему несколько соток, пусть ковыряется, зато не будет воду мутить и мешать нам ковыряться в своих”.

Очень трудно живя в Беларуси сохранить наивный и простой взгляд на то, что вокруг. Технология вменения человеку трезвомыслия и здравого смысла поставлена здесь на недосягаемую высоту. Простаков здесь нет. Здесь все понимают. Но, Боже, как узко, скучно и нелепо порой это понимание. И как убога жизнь, организованная таким пониманием.

Каждый живет в соответствии со своим пониманием. Но, каждый народ заслуживает такой жизни, которую способен понять. Именно на этом строится взаимопонимание народа и правительства, которое он заслуживает. Встречаются же еще народы, которые с пониманием относятся к правительствам, которые их обманывают.

Только наивный простак этого не понимает. Но именно такой простак и описывает свое путешествие по Беларуси. Он не хочет этого понимать, и движется навстречу новым впечатлениям.

1994 год

1 comment

Leave a comment

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *