Если мы такие умные, почему мы бедные?

Статья была написана летом 1996 г. для газеты “Понедельник”

Недавно БелаПАН принес очередное радостное сообщение. Подведены итоги тестирования белорусов по методике международной организации “интеллектуалов” Менса. По утверждению представителя этой организации господина Винсента 46% протестированных набрали высший балл, а обычный результат в других странах 15—20%. Так что, ко многим своим достоинствам наш народ может с “чувством глубокого удовлетворения” добавить еще одно: мы, белорусы, самая умная нация в мире. 

Жизнь в Беларуси и лучше, и веселее день ото дня. Каждый месяц находится повод для устройства веселых карнавалов и народных гуляний. В мае мы празднуем день окончания войны, в июне с такой же помпой день ее начала. В начале июля у нас праздник города Минска — день освобождения, в конце праздник всей страны — день независимости. Власть в стране действует в полном соответствии с мнением и желанием народа, регулярно с ним советуется и выполняет его волю. Что еще нужно народу для счастья? Но время от времени закрадывается сомнение.  

Предположим, что эта информации абсолютно достоверна. Как к ней можно относиться? Сначала нужно разобраться с тем, что понимается под умом и под интеллектом. 

Бытует распространенное представление, что некоторые люди от природы наделены способностями и талантами (или наоборот, обделены ими). Чаще всего говорят о способностях и талантах, выражающихся в успешном исполнении определенной деятельности, например, музыкальные способности или математические. Реже о способностях бухгалтера, овощевода или управдома. Почему-то предполагается, что успех в одних видах деятельности достигается благодаря способностям, а в других просто трудом и усилиями. Богатство страны – это мера успешности деятельности всех белорусов. Что нам нужно для успеха, способности и таланты всех белорусов или труд и совместные усилия? Не будем подходить к этой дилемме со строгими логическими мерками, отнесемся к ней как к поводу порассуждать о наших проблемах, подходя к ним с определенной стороны. Мы белорусы привыкли во многом оглядываться на Россию, а там еще Пушкин пытался задуматься об этом в свойственной поэту манере: И догадал меня черт родиться с умом и талантом в России! А то, куда ж белорусам с таким умищем деваться?  

Кажется бесспорным, что умным и талантливым быть хорошо, поэтому мало кто думает о том, а как эти вещи употребляются?  

Классическим примером таланта часто выступает Моцарт. Зададимся вопросом, мог ли Моцарт родиться в Беларуси? Казалось бы, почему бы и нет? Но все не так просто. С какой родиной прощался Михал Огинский в своем знаменитом полонезе? Его родиной была Литва-Беларусь, с ней и прощался. А к какой культуре традиционно относят Огинского? К польской. Мог бы Моцарт родиться в Слониме или в Пропойске? Мог, но чтобы стать “Моцартом” он должен был бы с детства жить в Австрии. Наверное, и в самом диком африканском племени может родиться ребенок с абсолютным слухом, чувством ритма и мелодии, но он не станет даже знаменитым в своем племени исполнителем ритуальных танцев, потому-то: танцевать их должны все без разбора члены племени, так же как и аккомпанировать танцам на барабанах; сочинять новые танцы нельзя, поскольку мелодии и ритмы должны соответствовать традиции; некогда глупостями заниматься, на охоту ходить надо. Эта иллюстрация простой мысли, что природные способности есть только одно из условий успешности в деятельности. А чтобы это условие проявилось — нужны другие условия. В Беларуси рождались многие таланты: Адам Мицкевич — польский поэт, Игнатий Домейко — национальный герой Чили, Марк Шагал — французский художник, Анатолий Чубайс — российский реформатор и, наконец, Алена Свиридова — российская поп-звезда. Каждый из них наделен природными способностями, потому что (как в евангельской притче) — вырастет ли что доброе из зерна худого. Но там есть и другая притча, бросал сеятель добрые зерна, и одни из них падали в плодородную почву и давали добрые всходы, другие — на дорогу, и их клевали птицы, третьи — на камень бесплодный и сохли. 

Вспомнив мудрость тысячелетий, зафиксированную в притчах, вернемся к нашему исходному вопросу: Если мы такие умные, как нам натестировали Джем-банк вместе с обществом Менса, то почему же мы бедные? Наверное, почва у нас плохая. Беларусские таланты расцветают в Варшаве, Париже, в Москве (на худой конец), а на родине сохнут, или их клюют.  

Ну не родился Моцарт в Беларуси, так и в других странах он не родился. Страна без Моцарта проживет. А вот с Чубайсом сложнее. Здесь на одних способностях далеко не уедешь. Интересно, есть ли у Чубайса талант и способности, и сколько очков он набрал бы по тестам Менсы? Если талант у него обнаружится, то это будет нечто уникальное — талант к приватизации (или как там его еще можно назвать). А вдруг, климат города Борисова, родины Чубайса, очень способствует такому таланту, а вдруг, в Борисове каждый пятый или (чем черт не шутит) каждый второй талантливый приватизатор! Смогут ли развиться все эти таланты при наших беларусских темпах приватизации? То-то и оно, что все эти борисовские таланты придется зарыть в землю, или отпустить в Россию.  

Менса использует тесты для измерения интеллекта на уровне простых вербальных и невербальных способностей, а для того, чтобы Беларусь стала богатой, нужны таланты в области приватизации, санации предприятий, борьбы с инфляцией, маркетинга и поиска рынков сбыта для наших товаров и т.д. Но даже неспециалисты скажут, что таких талантов и способностей не бывает. Конечно не бывает. Все это просто работа, и эта работа (как и любая другая) должна делаться с умом. Самое интересное наступает тогда, когда с умом и талантом делается глупая работа. Может быть, кто-то сомневается, что такое бывает. Тогда вспомните мичуринскую биологию и травлю генетики. Этим занимались доктора и кандидаты наук, т.е. люди подтвердившие свои способности. А научный коммунизм, или политэкономия социализма, исторический материализм и история КПСС? У нас в Беларуси так долго культивировались всякие лженауки, и делали это те же люди, которые набирают по тестам Менсы высшие балы.  

Среди всех областей человеческой деятельности наука занимает особое место по отношению к уму и интеллекту. Именно в научной деятельности больше всего ценится сочетание природных интеллектуальных способностей и трудовых усилий. Только в науке существует специальный рейтинг тех людей, которые показывают наилучшие результаты в таком сочетании ума и трудолюбия — это ученые степени и звания. Каждый шаг в науке нужно подтвердить достижениями. Каждое достижение нужно защитить в полемике с коллегами. Ученые звания и степени добываются в открытых и гласных состязаниях. Так во всем мире, но не в Беларуси. Только в текущем году в Беларуси два высокопоставленных чиновника получили ученые степени без защиты и даже без утверждения ВАКом. Если такое становится возможным, то национальная наука утрачивает механизм оценки интеллекта своих ученых, который складывался веками. После этого становятся возможными любые авантюры. Например, случай получивший широкую огласку. Замминистра образования и науки, А.Козулин обвиняется в том, его докторская диссертация написана не им. Называются даже имена тех, кто писал эту диссертацию. В любой стране, где живет менее умная нация, этот случай стал бы большим скандалом, с многочисленными отставками, лопнувшими репутациями, пересмотром правил и порядка прохождения процедуры защиты и т.д. В любой стране, но не в Беларуси. Мы самая умная нация в мире, у нас любой замминистра способен быть доктором наук, так зачем соблюдать обременительные формальности. 

Самые дикие глупости на свете делаются с умным выражением лица. Самые дикие решения в Беларуси подписываются (если подписываются вообще) авторами имеющими сертификат повышенного интеллекта в виде профессорского звания или ученой степени доктора наук. Вот только цена этих сертификатов вызывает большое сомнение. Профессор мог всю свою долгую карьеру строить на лженауке, которая была в почете в стране развитого социализма, а потом в суверенной стране рыночного социализма разрабатывать важнейшие разделы программы антикризисных мер. Можно ли считать настоящим диплом доктора в науке, которая оказалась обманом? Вопрос вовсе не риторический. Все бывшие научные коммунисты в Беларуси сохранили свои звания, степени и рабочие места, только теперь они называются политологами или философами. То же самое с историками КПСС, истматчиками и политэкономами социализма.  

Так уж получилось, что мы самая умная нация в мире постоянно заимствуем ум и разум у своего “старшего брата”. (Интересно, проводила ли Менса свое тестирование в России, и какой средний балл у нашего “старшего брата”?) Как же в России обстоят дела умом и интеллектом, а также их употреблением в практической деятельности? Сетования Пушкина выше уже упоминались, а вот что говорит его знаменитый современник и приятель П.Я.Чаадаев: “Во Франции на что нужна мысль? — Чтоб ее высказать. — В Англии? — Чтоб привести ее в исполнение. — В Германии? — Чтоб ее обдумать. — У нас? — Ни на что! — И знаете ли почему?” 

Так почему же? Почему мы такие бедные? Раз мы такие умные, если у нас ума и интеллекта на душу населения больше чем в других странах, может быть пора за этот самый ум браться? А то валяется без толку, или другим достается. 

1996 год

Leave a comment

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *