About three generations of techniques working with public conscience and activity in the political framework

After the collapse of the Soviet Union, political analytics and especially international political practice had to rebuild and look for new guidelines, concepts, practices, techniques in the new unipolar world. Nevertheless, the competition of different ideas and the operation of democratization programs in 2013-2014 faced a new reality and confrontation. This refers to the fact that Russia moved to proactive actions claiming to be the center of power and the confrontation has resumed. An important factor in this round of political confrontation was the new practice of political struggles. They can be called consciental war or practices of the struggle for consciousness. Their influence is gaining strength with the development of information technologies and telecommunications. However, the media is only the material or the environment where these practices are successfully launched. The essence (substance) of these practices can be seen only by examining the dynamics of changes in political practices, primarily in the post-Soviet countries.
Below we will describe 3 generations of techniques working with public conscience and activity in the political framework

Practices, norms and ethos of civil society within the university

It would be an exaggeration to say that, in their political struggle and activity, actors of the medieval bourgeois movements or the leaders of the modern bourgeois revolutions, as well as the eighteenth-century enlighteners were guided by university ideals, but the focus on values they appropriated through the universities is obvious. For them, the university was a prototype and a model for building a national community that was to be characterised by: 1) autonomy and self-government; 2) equality of citizens regardless of origin; 3) individual’s value based on their abilities, and 4) cultivation of critical thinking.

О любви: вопреки очевидности

Очень много слов придумали люди для выражения любви. Иногда, когда хотят подчеркнуть высокую степень любви говорят, что “он ее так любит, что готов пылинки с нее сдувать”. Когда вы увидите “ЕЁ” ухоженной, без единой пылинки — знайте, где-то есть “ОН”, который ее “ТАК” любит. “ЕЮ” может быть кто-то или что-то. Для Ромео — Джульета, для крестьянина — нива, для хозяина — дом, для скряги — новая машина, для патриота — Родина. Если вы видите “ЕЁ” неряшливой, под слоем многолетней пыли — знайте “ЕЁ” не любят. Неухоженные женщины, грязные города, брошенные деревни, заросшие поля, разбитые машины, покосившийся дом — свидетельства отсутствия любви.

Алло! Мы ищем таланты

Ум человека состоит из парадоксов и сам есть парадокс. Много бывает жалоб на плохую память, несчастную судьбу, но мало кто жалуется на недостаток ума. И это при том, что ум и умные люди всегда в дефиците. Сегодня везде можно слышать сетования на недостаток умных и знающих свое дело людей. Резонно было бы думать, что в такой ситуации умные люди в цене, их ищут, берегут, им помогают. Ничуть не бывало. В Беларуси все осталось как в России времен Александра Сергеевича Пушкина, который говаривал: “черт догадал меня родиться с умом и талантом в России”. Умных и талантливых людей не хватает, и все же никому они здесь не нужны, разве что Пушкину. Пусть Пушкин их ищет. Вот Киштымов в “Беларускай маладзежнай” уже предсказывает новую волну эмиграции. Все, что связано с умом — сплошной парадокс.

Опубликовано
В рубрике Статьи Отмечено ,

Если мы такие умные, почему мы бедные?

Недавно БелаПАН принес очередное радостное сообщение. Подведены итоги тестирования белорусов по методике международной организации “интеллектуалов” Менса. По утверждению представителя этой организации господина Винсента 46% протестированных набрали высший балл, а обычный результат в других странах 15—20%. Так что, ко многим своим достоинствам наш народ может с “чувством глубокого удовлетворения” добавить еще одно: мы, белорусы, самая умная нация в мире. 

Жизнь в Беларуси и лучше, и веселее день ото дня. Каждый месяц находится повод для устройства веселых карнавалов и народных гуляний. В мае мы празднуем день окончания войны, в июне с такой же помпой день ее начала. В начале июля у нас праздник города Минска — день освобождения, в конце праздник всей страны — день независимости. Власть в стране действует в полном соответствии с мнением и желанием народа, регулярно с ним советуется и выполняет его волю. Что еще нужно народу для счастья? Но время от времени закрадывается сомнение.  

Опубликовано
В рубрике Статьи Отмечено ,

Сможет ли Россия стать сырьевым придатком Беларуси

М.Гриб справедливо считает это важной проблемой, но было бы хорошо, если бы он еще и сказал, что сделали парламент и правительство, чтобы эту проблему решить. Даже если осуществится замена «зайчика» российским рублем, инвестиционный климат в стране не изменится. В рублевой зоне есть депрессивные регионы, среди областей самой России, откуда деньги утекают, есть и такие, где они концентрируются (например, муниципальный бюджет Ярославля в 10 раз превышает размер бюджета Твери). Только в Калининграде число коммерческих банков равно количеству их во всей Беларуси, и работают они лучше. Рубли тем более безопаснее хранить в московских банках и «крутить» на активном российском рынке, а не на замороженном белорусском. Создание благоприятного инвестиционного климата под силу сделать чиновникам, но по проектам профессионалов. Сегодняшние же чиновники могут только выдавать черное за белое, называть безобразные инвестиционные условия благоприятными. Господин спикер, не верьте тому правительству, которое называет черное белым.

О роли личности в НГО

В продолжение к тексту «Наброски к анализу 3-го сектора».
Когда сталкиваешься с нашими НГО, почему-то не покидает мысль, что все это уже было. Сейчас не государство требует от НГО унификации. Нет, похожесть, единообразие и что-то, неуловимо советское, даже совковое, что просвечивает почти в каждой из НГО, привносится традициями, привычками и установками людей, членов самих эти НГО.
В общем, не видел я настоящих НГО в Беларуси в последние годы.
Я попробую рассказать, почему современные беларусские НГО не настоящие, и именно по критериям.
1. Добровольность и свобода.
2. Целеустремленность и целенаправленность.
3. Искренность и правдивость.
4. Результативность и продуктивность.
5. Внутренняя демократия.

Наброски к анализу 3-го сектора

Текст 2000 года, поэтому некоторые реалии тех времен могут быть слегка подзабыты нашими “современниками”. В стране, официальная история которой насчитывает только 60 лет с небольшим, очень многие имеют короткую память.

история третьего сектора и негосударственных общественных организаций в Беларуси начинается только после объявления независимости. Начиная с 1991 года в стране стали организовываться самые разные общественные организации и движения. При отсутствии правового регулирования и культуры организаций в начале 90-годов организации первого, второго и третьего секторов были трудно различимы. Возникавшие как неформальные группы регистрировались так, как им было удобно, а занимались при этом всеми видами деятельности сразу, начиная с лоббирования и прямого вмешательства в политику и кончая полулегальным бизнесом и теневым предпринимательством.

Реализационные категории мыследеятельности  

Выступление на Втором Методологическом конгрессе (18-19.03.1995 г.) По сути здесь уместно поставить вопрос: а каково место человека в таком множественном мире? Поскольку я, человек не могу исходно мыслить себя множественным, а схватываю себя достаточно цельно, по крайней мере на определенных промежутках своего существования. И зачем, и что мы можем сделать с этой множественностью, как бы мы ее ни описали? М.Хинтикка может описывать семантику возможных миров, поскольку он реализует познавательную установку, а тот, кто работал бы в реализационной установке? Его такое положение вещей, конечно же, устраивать не может. И поэтому, как в свое время Декарт вводил неявным образом через принцип: «я мыслю, следовательно, — существую», человеческое, (я не говорю сейчас про индивидуумы, а человеческое как меру того, что существует и что не существует), здесь также (поскольку дело не в том, что справедлива или несправедлива эта установка как таковая: в ситуации множественности миров это совершенно несущественно) для того чтобы сделать эту установку действительной, соответственно,

Хорошо быть молодым!

СМД-подход в культурной политике, или культурная политика в метаподходе.

Можно сказать, что культура нас «пыталась поймать», но ей это постоянно не удавалось. В 90-е годы мы все же были пойманы. Усилиями предшествующих генераций методологов нам было обеспечено место в культуре, и собственными усилиями мы обеспечили себе социализацию и институционализацию. Причем мы сами рассматривали себя организаторами мыследеятельности (у нас на этот случай была подготовлена соответствующая схема), и нам позволили ее организовывать, поскольку такое место оказалось вакантным, после того как тотальная претензия КПСС была дискредитирована.
Боже, чего мы только не городили, как только осознали, что с нами произошло!
Кто-то стал обсуждать, «почему методологи проиграли перестройку». Кто-то взялся консультировать правительства или оппозиционных политиков, которым светило возглавить правительство. Причем делали это уже в разных странах, а не только в России, правопреемнице СССР. Кто-то стал осваивать глобальные процессы – от феминизма до устойчивого развития, от программы Сороса до Международного валютного фонда и Всероссийского банка развития регионов. Еще чуть-чуть, и мы предложили бы проводить ОДИ в Давосе. Может быть, это никому бы и не повредило, но и пользы никому от этого бы не было.