Аудиокнига: Свобода и мышление. Эссе о гражданском обществе (2022)

— Что такое гражданское общество?— Как оно может влиять на процессы, происходящие в стране?— Способны ли мы объединяться для общих дел?— Какие качества нам нужны, чтобы противостоять современным угрозам и отвечать на вызовы? Ответы на эти вопросы Вы услышите в аудиокниге Владимира Мацкевича «Свобода и Мышление: эссе о гражданском обществе». Она поможет Вам глубже осмыслить… Читать далее Аудиокнига: Свобода и мышление. Эссе о гражданском обществе (2022)

Может ли НГО, или «третий сектор», обходиться без гражданского общества?

Как вам такая постановка вопроса после предыдущего рассуждения о том, может ли государство обойтись без гражданского общества? Для кого-то такая постановка вопроса сразу покажется глупостью. Сколько раз бы я не повторял, что гражданское общество и сфера НГО, или «третий сектор», — это не одно и то же, почти никогда не встречал к таким заявлениям серьезного отношения. Представление… Читать далее Может ли НГО, или «третий сектор», обходиться без гражданского общества?

«Союзное государство» — это нонсенс

Сейчас нам нужно денонсировать «союзный договор». «Союзное государство» — это нонсенс, есть государство, а есть союз государств, но союзного государства не бывает. «Союзное государство» — это какой-то оксюморон. Попытки оформить имперскую экспансию в красивые слова, назвать это не аннексией, а интеграцией, единением братских народов — всякая такая чушь действует на некритичное сознание малообразованной части населения. Люди, которые имеют соответствующую логическую и теоретическую подготовку, понимают, чем чревата «интеграция». И если они ратуют за союз, значит, они кровно в этом заинтересованы — либо подкуплены, либо надеются получить какие-то выгоды, не обращая внимания на интересы других слоев населения.

Self-Determination of the Belarusian Intellectual

Social development is impossible without the knowledge, ideas, ideals, projects, utopias and all those things, produced, preserved and transmitted by a specific community of people, who one has recently been calling – increasingly often – intellectuals. When I said «recently», I meant the time when the old Soviet intelligentsia began to surrender their positions in the post-Soviet space. To surrender their positions in the sense that the intelligentsia ceased to produce, preserve and transmit ideas, ideals, knowledge, etc. Besides, they ceased to store and broadcast newly developed ideas and knowledge. The emphasis here should be on the production of ideas, ideals and knowledge.

Historical and Modern Forms of Thinking at the University

The goal of this series of lectures is to present the idea of the University, which leads to the establishment of the modern university in Belarus within a cultural policy programme[1]. Aspects and fragments of this idea are scattered in various texts, but so far have not been gathered into a coherent entity. In this series of lectures, I will try to outline some openings in which the idea of the university needs to be spelt out before its implementation. I see at least four such major openings today: the university as a thought mega-machine; as a factor or instrument of nation-building; as a place for the formation of project and programme elites; and, finally, as an educational institution.

О политике и политической практике

Обыватель, человек не интересующийся политикой, не желающий разбираться в хитросплетениях идеологии, программ, тем более в теоретических тонкостях и философии, может видеть только этот коммунальный план — план человеческих отношений. И интерпретирует всё политику через то, что Путин не любит Навального и Лукашенко. А Цепкало и Латушко обиделись на Лукашенко за отставки. И Карач поссорилась с Макаром. Ленин отомстил царю за брата, а Тихановская мстит Лукашенко за мужа.
Что ж, всё это есть в политике. И личный конфликт мелких людей, и высокая теория.
Но политической практикой эта многослойная структура становится только тогда, когда она пронизана вертикальными отношениями и связями.

Ножницы, фейсбук и война

Ножницы простое устройство – два конца, два кольца и посредине гвоздик. Может быть, это устройство может быть моделью дружбы, ну, какой-то из ее сторон. Две взаимноострые части ножниц обращены друг к другу и выполняют свое назначение только встречаясь лезвиями. Разрезая все, что между ними, сами лезвия не причиняют друг другу вреда, и друг без друга ни на что не способны. А соединяет их между собой нечто маленькое и незаметное, но если этот гвоздик вынуть, то части теряют все свои способности, они уже ничего не режут вдвоем, и по отдельности не могут заменить ни нож, ни бритву. Забавный инструмент.
И почему мне так трудно набрать номер, и спросить: «Как дела?» А ведь трудно. Трудно думать не о старой и проверенной дружбе, трудно думать не о дружеском споре, а о том, о чем был спор!
Война! Самая прочная дружба возникает на войне. Это даже называют фронтовым братством. Когда кругом опасности и смерть, когда плечо друга может стать последним оплотом. Не окоп, не блиндаж, не бронежилет – друг на войне самая надежная защита и опора. Мы с друзьями не были на войне. Так, три месяца на военных сборах, после которых нам присвоили виртуальные звания лейтенантов запаса. Но мы прошли через разные передряги, взлеты и падения, победы и поражения. Всякое было за эти десятилетия.

Аналитика от лукавого

И нет в этом наборе противоположных мнений никакой объективности. Объективность в гуманитарной, социальной, политической аналитике это результат рефлексии предвзятости, ангажированности и мотивации, а не воспарение над схваткой, и не отказ от позиции. Позиции категоричной, ответственной и профессиональной.
Россия агрессор, «ибо что сверх этого, то от лукавого».
В Украине множество нерешенных проблем, но это уже совсем другая история. И если мы станем с этими проблемами разбираться аналитически, то точно так же – ясно и категорически!

Год народного единства

Боже, как я не люблю словесной трескотни!
Мы ВМЕСТЕ весело шагали по просторам всё лето и осень, а весной создаём отдельную партию “ВМЕСТЕ”. Партию, то есть, чтобы быть ВМЕСТЕ с небольшой частью тех, с кем были ВМЕСТЕ в прошлом году. То есть ВРОЗЬ.
Мы напевали хором любимые песни, чаще других песен пели “Зазбурыць муры”.
Но забыли, что там есть слова: “а муры растуць, растуць”.

About three generations of techniques working with public conscience and activity in the political framework

After the collapse of the Soviet Union, political analytics and especially international political practice had to rebuild and look for new guidelines, concepts, practices, techniques in the new unipolar world. Nevertheless, the competition of different ideas and the operation of democratization programs in 2013-2014 faced a new reality and confrontation. This refers to the fact that Russia moved to proactive actions claiming to be the center of power and the confrontation has resumed. An important factor in this round of political confrontation was the new practice of political struggles. They can be called consciental war or practices of the struggle for consciousness. Their influence is gaining strength with the development of information technologies and telecommunications. However, the media is only the material or the environment where these practices are successfully launched. The essence (substance) of these practices can be seen only by examining the dynamics of changes in political practices, primarily in the post-Soviet countries.
Below we will describe 3 generations of techniques working with public conscience and activity in the political framework