У РАБОВ НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОВЕСТИ. НЕТ ЕЕ И У СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА!

В свободном демократическом обществе есть хорошие и плохие люди. Есть и очень хорошие, и очень плохие. Изредка встречаются святые и гении, но и отпетые негодяи, мерзавцы.

В свободном демократическом обществе есть хорошие и плохие люди. Есть и очень хорошие, и очень плохие. Изредка встречаются святые и гении, но и отпетые негодяи, мерзавцы.

В свободном демократическом обществе человек волен руководствоваться совестью и нравственным законом в себе. А может отказаться от совести и руководствоваться голым эгоизмом.

А в несвободном тоталитарном государстве человек не может отказаться от совести, потому что у него нет совести.

У рабов нет и не может быть совести.

Нет ее и у советского человека!

Он, советский человек, идет туда, куда пошлют.

Он делает то, что скажут.

Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!»

Ответил, не оценивая, надо или не надо! Ему нечем оценивать.

Ответил, не думая. Ему нечем думать — за него партия думает.

Ведь партия — «ум, честь и совесть».

Его, комсомольца и советского человека, внешний ум, чужая честь и посторонняя совесть.

Советскому человеку нечего терять.

Ума у него своего нет, поэтому он с ума сойти не может.

Совести у него нет, поэтому к нему нельзя предъявить моральные требования. Он врет, ворует, фальсифицирует выборы, убивает «врагов народа» не потому, что совесть потерял, а потому, что ему сказали: «Надо!»

Он и подвиги совершает не потому, что герой, а потому, что ему сказали: «Надо!»

Он не ждет награды за свои подвиги! Потому что партия, или те, кто наверху, кому виднее, назначат героем того, кого надо: Калашниковым, Гастелло, краснодонцем, панфиловцем — кем надо, тем и назначат.

И не дело советского человека сомневаться и оспаривать решение партии и правительства.

Это не его ума дело!

Но, не ожидая наград за свои подвиги, советский человек не ждет и наказания за свои преступления!

Ведь он всего лишь делал то, что ему сказали, то, что «Надо!»

А совести, чтобы осознать, что он совершает преступление, у него нет.

Вы пробовали взывать к совести училок в избирательных комиссиях?

Попробуйте! Попробуйте отловить их в тихом уголке их школы. Проводите их до автобуса или метро. Попробуйте и убедитесь, что они не понимают, о чем вы говорите.

Совести нет у чекистов — только пустая голова, черствое сердце и загребущие руки.

У советских людей бессмысленно спрашивать, что, зачем и почему они нечто делают.

Как у раба бессмысленно интересоваться, зачем он таскает камни, сечет другого раба батогами.

Как у компьютера бессмысленно интересоваться, почему он включился или выключился.

Как героев Кафки, Беккета, Ионеско бессмысленно о чем бы то ни было спрашивать.

Совесть бывает только там, где есть свобода. Не только свобода совести — свобода верить в то, что сам выбрал.

Но и свобода действия.

Совесть нужна тому, у кого есть выбор поступать правильно. Или неправильно.

Ему нужна также воля, чтобы решиться на выбор.

Ему нужен ум, чтобы разобраться с тем, какой выбор правильный, какой неправильный.

Ему нужна честь, чтобы отвечать за неправильный выбор и отстаивать правильный.

А для советского человека все это ненужные вещи, в них он не видит никакой ценности и смысла.

Советский человек знает все эти слова: «ум», «совесть», «воля», «честь» и много других.

Но все эти слова либо с пустым значением, либо с извращенным смыслом.

Во все это трудно поверить! Это трудно понять! Еще труднее — принять!

С этим пониманием очень трудно жить.

Куда проще заткнуть уши хлопчатою бумагою.

И мало кто понимает, что герои книг Аркадия Гайдара, Николая Островского, Фадеева, большей части советской литературы — близнецы и двойники героев «Замка» и «Процесса».

И мало кто понимает, что спрашивать с советских людей, составляющих значительную часть подданных современных России и Беларуси, ответа за их поступки и дела — и плохие, и хорошие — практически то же самое, что и с подсудимых на Нюрнбергском процессе.

Те отвечали, что они невиновны, поскольку выполняли приказ, и выполняли его хорошо.

Советский человек обучен отвечать, по сути, точно так же, но немного иными словами:

«На моем месте так поступил бы каждый!»

Какой уж тут выбор?! Каждый бы так поступил!

P.S. Автор выражает благодарность Мерабу Мамардашвили, выразившему ту же мысль почти на 30 лет раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *