О прачках, высокой моде, огурцах и большой политике

Был такой анекдот. Склонившаяся над корытом прачка, устало мечтает: — Вот, выйду замуж за графа, стирать буду только на себя и на графа. Все дальнейшее — мораль из этого анекдота.
Одному цинику прошлого века приписывают такое высказывание: “Я могу жить без самого необходимого, но не могу без излишеств”. Оценки того, что является необходимым, что полезным, что роскошью — всегда субъективны и напрямую зависят от того, кем оценивается. Прачка и графиня считают полезным и необходимым разное.

Труд — дело чести?

Почему люди делают то, что они делают? Старик сажает деревья, которые начнут приносить плоды через много лет после его смерти. Солдат защищает позиции зная, что не доживет до победы. Писатель пишет книгу понимая, что ее невозможно опубликовать при его жизни. Политик упорно повторяет мнение, которое отвергается большинством граждан его страны. Пожарник, рискуя жизнью спасает незнакомых ему людей, которые может быть сами виноваты в пожаре. Может быть все подобные случаи экстремальны, случаются редко и не с каждым. Но именно потому, что такое возможно, что такое происходит — возможна жизнь. Именно поэтому она продолжается. Все эти случаи так непохожи на повседневную жизнь. Во всех этих случаях люди руководствуются вовсе не бытовыми мотивами.

Беларусь: зеркало заднего обзора

Каждый шаг, каждое решение в жизни и в политике открывает какие-то перспективы в будущем, а какие-то закрывает. Каждое решение это выбор чего-то нового, и, одновременно с этим, отказ от чего-то в прошлом. В нашем прошлом было много хорошего и плохого, а отказываться приходится сразу и от того, и от другого. Когда мы отказываемся от плохого в прошлом, то надеемся что, хорошее сохранится само собой. Потом, оглядываясь назад, видя потерянное, мы начинаем ностальгировать и сомневаться в принятых решениях, может мы погорячились, может быть сделали ошибку в решении.

Парадокс демократии и образования или За две недели до лукашизма

Беларусы терпеливы. Они сверхтерпеливы. Беларусы могут терпеть нищету, насилие, произвол чиновников. Они терпеливо и упорно работают и делают в конце концов то, что другие бросили бы уже давно, не доведя до конца. Но терпимы ли они к иному, к противоположной точке зрения, «отличной от других»? Будь они терпимы, может быть они обнаружили бы, что «отличная от других» точка зрения заслуживает интереса и обдумывания. Не нужно торопиться менять точку зрения (потерпим, воздержимся), но обдумать, взвесить …? Может быть в ней что-то есть?

Только коллективное сотрудничество может привести к успеху

Бессмысленно думать, что в политику может прийти кто-то очень умный и всех научит, что и как нужно делать, или сделает это сам. Персона в политике может только репрезентировать тот или иной политический субъект. Политика — занятие коллективное. Только коллективное сотрудничество и со-делание могут привести к успеху. Нам надо научиться понимать друг друга и разговаривать друг с другом. У меня никогда не было цели обрести власть. Та власть, которая у меня есть, — называть некоторые вещи своими именами или придумывать им имена — у меня остаётся, она никуда не ушла, и мне этого вполне достаточно. Чтобы достичь успеха в политике, любой человек, каким бы умным он ни был, должен создать вокруг себя команду единомышленников, т.е. временную корпорацию по достижению власти.

О прачках, высокой моде, огурцах и большой политике

Нужны высшие достижения, и только те, кто прошел школу высших достижений, смогут сделать вам то, что нужно “на каждый день”. Но прачки, привыкшие экономить на товарах повседневного спроса, даже имея миллионы долларов в кармане, не способны понять, за что нужно платить кутюрье. Они меряют модели на подиуме мерками одежды “на каждый день”.

Мы, беларусы, и наши грехи

Прекратим бросать камни в других – посмотрим на себя. Нет такого греха, в котором мы, беларусы, не повинны. Нет того, кто мог бы нас обвинить, если мы не сделаем это сами. Нет греха, который не может быть прощен, но прощение следует после покаяния.

Симуляция трипартизма

После обретения независимости в Беларуси принята именно такая схема регулирования трудовых споров, конфликтов между трудом и капиталом и политики в сфере трудовых отношений. Функции сторон в трипартистских отношениях несимметричны. Наниматели и наемные работники отстаивают свои собственные интересы, а государство обеспечивает согласование этих интересов, гарантирует соблюдение достигнутых компромиссов и выполнение взаимных обязательств.
Но эта схема не работает по нескольким причинам.