On the one hand, we delve into civil education’s topics and problems, thrashing out standards, methods, and contents down to concrete educational techniques. Simultaneously, we face with public opinion’s and the theoretical plan’s uncertainty concerning the understanding of what the Belarusan nation is. But if there is no established conceptualization about the nation, then it is very difficult to formulate the notion «citizen». While there is no at least minimal consensus in disputes and discussions on who the Belarusans are and what the Belarusan nation is, any understanding of a concrete citizen of Belarus is going to be oppugned.
Метка: культурная политика
Communities’ building and development (book)
The basic thesis on which we build our entire activity towards local community development in Belarus is the statement of the fact that there are no local communities or local self-government in Belarus. It is very difficult to believe and therefore it is usually viewed as either a mistaken speech form, or a provocative message.
Most difficult is to perceive it as a mere statement. It is especially difficult for European colleagues for whom communities as a form of people’s organisation is an inherent part of their lives and thus natural like air. Communities can be weak or strong, more or less successful or organised, but they are always there.
The Quality and Way of life in Belarus: evolution and possibilities of transformation (book)
In this work, we consider the lifeway sphere to be changing – from generation to generation, or even during a period comparable with human life. Moreover, we believe that in the lifeway sphere it is possible and even necessary to have changes or reforms with apt concepts, notions, programmes and political will in order to implement them.
Historical and Modern Forms of Thinking at the University
The goal of this series of lectures is to present the idea of the University, which leads to the establishment of the modern university in Belarus within a cultural policy programme[1]. Aspects and fragments of this idea are scattered in various texts, but so far have not been gathered into a coherent entity. In this series of lectures, I will try to outline some openings in which the idea of the university needs to be spelt out before its implementation. I see at least four such major openings today: the university as a thought mega-machine; as a factor or instrument of nation-building; as a place for the formation of project and programme elites; and, finally, as an educational institution.
Год народного единства
Боже, как я не люблю словесной трескотни!
Мы ВМЕСТЕ весело шагали по просторам всё лето и осень, а весной создаём отдельную партию “ВМЕСТЕ”. Партию, то есть, чтобы быть ВМЕСТЕ с небольшой частью тех, с кем были ВМЕСТЕ в прошлом году. То есть ВРОЗЬ.
Мы напевали хором любимые песни, чаще других песен пели “Зазбурыць муры”.
Но забыли, что там есть слова: “а муры растуць, растуць”.
О любви: вопреки очевидности
Очень много слов придумали люди для выражения любви. Иногда, когда хотят подчеркнуть высокую степень любви говорят, что “он ее так любит, что готов пылинки с нее сдувать”. Когда вы увидите “ЕЁ” ухоженной, без единой пылинки — знайте, где-то есть “ОН”, который ее “ТАК” любит. “ЕЮ” может быть кто-то или что-то. Для Ромео — Джульета, для крестьянина — нива, для хозяина — дом, для скряги — новая машина, для патриота — Родина. Если вы видите “ЕЁ” неряшливой, под слоем многолетней пыли — знайте “ЕЁ” не любят. Неухоженные женщины, грязные города, брошенные деревни, заросшие поля, разбитые машины, покосившийся дом — свидетельства отсутствия любви.
Наивное путешествие в Беларусь. Средства массовой информации.
Отсутствие свободы слова и информационной инфраструктуры закрывает для путешественника возможность третьего и последующих впечатлений. Можно отправляться домой или начинать влезать в местные дела и самому разбираться изнутри. В последнем случае важно не превратиться целиком в местного жителя, иначе ничего не увидишь и не поймешь, все станет привычным и естественным, от века и на веки веков, страна потеряет свою удивительность. Придется обзавестись дачным участком, выкладываться на нем до потери всякого интереса к окружающему, лишится наивности и простоты.
Наивное путешествие в Беларусь. Знаки и символы.
И вот вы в Минске, утренняя привокзальная площадь встречает вас лозунгами о нерушимой дружбе народов, которой мы крепки. Вы, конечно,понимаете, что в лозунге скрыт какой-то глубокий смысл, армяно-азербайжанская резня и дипломатическая война прибалтов с Россией к этому смыслу отношения не имеют. Если вы думаете, что эти лозунги остались от старого режима, что практичные белорусы просто не хотят тратить деньги на их снятие, то вы ошибаетесь. Попробуйте въехать в Минск на машине. На широких проспектах окраинных новостроек вы обнаружите лозунги времен независимости, исполненные в том же духе по тексту, но в бело-красно-белых цветах национального флага и с гербом Погоня в оформлении. Если белорусы продолжают тратиться на лозунги, значит, это кому-нибудь нужно.
Культурные катастрофы: найти себя должна Беларусь в XXI веке
Интервью «Белорусской газеты» с А. Грицановым, В. Мацкевичем, В. Абушенко.
Политические игры с самоопределением наций, модные в ходе развала европейских империй после первой мировой войны, располячивание и вытеснение евреев на фоне сталинской урбанизации превратили белорусов в титульную нацию на территории культурно аморфного региона от Смоленска до Белостока. Большевистская БССР, утратив остатки едва начавшей складываться национальной городской культуры, могла тем не менее в качестве исторической «спадчыны» предложить потомкам эпос Миндовга и Гедимина, славу Витовта, конституцию Сапеги, культурный ренессанс Радзивиллов. Наследником же всего этого оказалась нация в младенческом возрасте, без культурных корней, без планов на будущее…
Труд — дело чести?
Почему люди делают то, что они делают? Старик сажает деревья, которые начнут приносить плоды через много лет после его смерти. Солдат защищает позиции зная, что не доживет до победы. Писатель пишет книгу понимая, что ее невозможно опубликовать при его жизни. Политик упорно повторяет мнение, которое отвергается большинством граждан его страны. Пожарник, рискуя жизнью спасает незнакомых ему людей, которые может быть сами виноваты в пожаре. Может быть все подобные случаи экстремальны, случаются редко и не с каждым. Но именно потому, что такое возможно, что такое происходит — возможна жизнь. Именно поэтому она продолжается. Все эти случаи так непохожи на повседневную жизнь. Во всех этих случаях люди руководствуются вовсе не бытовыми мотивами.