Мы, беларусы, и наши грехи

Сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: КТО ИЗ ВАС БЕЗ ГРЕХА, ПЕРВЫЙ БРОСЬ НА НЕЕ КАМЕНЬ.

И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Евангелие от Иоанна, 8:4-8.

Ругать нашу жизнь уже давно стало дурным тоном, на это никто не обращает внимания. Интерес публики можно привлечь рассуждениями на тему «Кто виноват?». Круг виновных – от отдельных личностей до  политических  движений  и  государств.  Популярны  версии  о  виновности Горбачева и Шушкевича, Ленина и коммунистов, демократов и партократов. Виноваты заморские спецслужбы и российские империалисты, кооператоры и торгаши, чернобыльские энергетики и коррупционеры.  Невиновен  только  беларусский  народ,  невинна и чиста Беларусь и ее обездоленные жители. Так ли это? А может быть, справедливо утверждение, что каждый народ живет так, как того заслуживает? Может быть, мы сами виноваты в том, что не умеем зарабатывать и прокормить себя и своих детей, что имеем проворовавшееся коррумпированное правительство, что слушаем ложь и боимся правды?

Если почитать, что написано беларусами про беларусов, то мы самая лучшая нация в мире. Мы самые трудолюбивые и миролюбивые, мы самые толерантные и памяркоўныя, мы добрые и гостеприимные, наши  девушки  самые  красивые,  а  мужчины  самые  сильные.  Почему мы тогда такие несчастные, а страна наша такая запущенная?

Прекратим бросать камни в других – посмотрим на себя. Нет такого греха, в котором мы, беларусы, не повинны. Нет того, кто мог бы нас обвинить, если мы не сделаем это сами. Нет греха, который не может быть прощен, но прощение следует после покаяния.

Суд человеческий всегда относителен, законы и мораль несут на себе печать предрассудков эпохи, классовых догм и ограниченности мировоззрения,  но  есть  Десять  заповедей  Божьих.  Посмотрим  на себя через них.

В атеистическом обществе трудно апеллировать непосредственно ко всему Синайскому кодексу Моисея. Первая, самая главная заповедь звучит неубедительно для атеиста, а я не занимаюсь проповедью христианства, поэтому я не буду придерживаться канонического порядка и полноты. Начну со второй заповеди, а первая, третья и четвертая пусть останутся предметом свободы совести.

 Вторая заповедь: Не сотвори себе кумира

Нарушение  второй  заповеди  автоматически  вытекает  из  забвения  первой.  Если  Бога  нет  –  его  место  занимают  идолы  и  кумиры. Свято место пусто не бывает. Но Бог – это любовь. А коммунизм? А Ленин-Сталин? А нация? Всякий кумир тщится исполнять функцию Бога. Он стремится стать альфой и омегой, первым и последним, началом всего. Бог примиряет людей друг с другом и с самими собой, а идолы разделяют и порождают вражду. Иногда и Бога низводят до кумира, тогда начинаются религиозные войны.

 Коммунисты обожествляют Ленина, националисты – нацию, либералы  –  свободу  и  человека,  популисты  –  хлеб  и  потребительские нужды. Каждый при этом считает, что все другие должны поклоняться  его  «тельцу  и  мамоне».  Коммунисты  считают,  что  все  должны терпеть  нужду  и  голод,  лишь  бы  сохранить  в  неприкосновенности чистоту  учения  вождей.  Популисты  отказываются  от  этой  чистоты ради  хлеба  и  бензина,  жертвуя  заодно  и  суверенитетом  Беларуси. 

Националисты  убеждены,  что  только  самозабвенная  преданность  роднай мове является достаточным основанием их права вести всех к светлому будущему. Либералы не согласны со всеми. Каждый считает, что стоит ему привлечь к поклонению своему кумиру весь народ, как он сделает много хорошего и полезного. Вопрос только: для кого? 

Для светлой памяти Ленина? Для абстрактной нации? Для колбасы и бензина? Для либеральных свобод?

Живому  и  разумному  человеку,  жизнеспособной  нации  нужно  все. Нужны учителя, теоретики и светлые образы исторических персонажей – кому Ленин, а кому Хайек или Сапега. Нужны хлеб и колбаса с бензином – кому больше, а кому меньше. Нужно, чтоб жила Беларусь, и жила так, как ей нравится. Нужны свобода личности и права человека,  но  так,  чтобы  каждый  мог  поступать  с  ними,  как  считает  нужным – уходя, например, в монастырь и отказываясь от свободы личности в пользу свободы духа.

Если  все  станут поклоняться  одному  кумиру,  он станет альфой и  омегой,  он  потребует  для  себя  человеческих  жертв  –  это  только вопрос времени и размеров кровопролития. Борьба с кумирами и с идолопоклонством  не  может  состоять  в  свержении  одних  идолов  и замене их другими, в переходе от поклонения одному кумиру к обожествлению другого.

Беларусь грешна идолопоклонством. Слава Богу, что пока хватает здравого рассудка и  памяркоўнасцi, чтоб не поклоняться всем народом одному кумиру. Беларусь всегда славилась веротерпимостью, но мы можем перейти грань веротерпимости и оказаться в идолотерпимости и идолопоклонстве.

 Шестая заповедь: Не убий

Беларусов  убивали  на  их  земле,  и  беларусы  убивали.  Земля  Беларуси  залита  кровью,  покрыта  могилами  и  надгробными  памятниками.  Мы  убивали,  защищаясь  от  захватчиков,  но  убивали  и  своих. 

Мемориалы в Бресте и Хатыни  стоят, но нет их в Куропатах  . Индивидуальные  и  братские  могилы  беларусов  рассыпаны  по  всей  Евразии – от Колымы до Эльбы. Могилы погибших немцев не помечены, они распаханы и заросли лесом. Немцы погибали на нашей земле по вине  своих  вождей,  но  у  погибших  есть  родители,  жены  и  дети.  Не  многие из погибших виновны в том, за что поплатились своей жизнью, как и беларусы, погибшие в Афганистане, тем более невиновны их дети, которым важно, чтобы их родители были похоронены по обрядам предков. После окончания всех войн враждовавшие стороны хоронили  своих  солдат,  после  этого  был  возможен  мир.  Беларусь  – последняя  страна  в  Европе,  не  позволяющая  захоронить  немецких солдат на своей земле. Россия разрешила это; тем самым был сделан последний шаг в установлении мира с Германией. В Беларуси война все еще жива.

Восстановление правды о захоронении в Куропатах чуть не привело  к  кровавой  развязке.  Еврейские  кладбища,  где  похоронены  сугубо мирные люди, жизнь и труд которых были только во благо Беларуси, снесены с лица земли, на их месте разбиты парки и построены стадионы, как в Гродно. Не может быть хорошо живым на земле, где так поступают с мертвыми.

 «Цинковые мальчики» из Афганистана хоронятся на нашей земле как герои, а они – жертвы несправедливой и проигранной войны. 

Вместо оплакивания этих жертв и принятия на себя их греха для покаяния, Беларусь воздает им геройские почести. Они невиновны, но виновна непокаявшаяся Беларусь, агрессивная в своем непокаянии,  как показывают суды над Светланой Алексиевич.

 Кроме  справедливой  войны  с  захватчиками  в  нынешнем  веке Беларусь переживала братоубийственную войну. Победители в этой недостойной войне до сих пор не отдали последний долг своим братьям, оказавшимся на проигравшей стороне. Не выясняя вопроса о том, на чьей стороне была правда в Гражданской войне, нужно признать неправоту победителей, пренебрегающих выполнением своего  последнего долга.

Убийство  на  войне  неизбежно,  совершение  убийств  составляет воинскую  доблесть  и  рассматривается  как  героизм,  но  убийство  все равно остается грехом, пусть и невольным. Невольный грех – все равно грех. Он останется на Беларуси и на ее народе, на всех нас, пока в земле будут зарыты, а не похоронены все убитые – правые и виноватые.

    Восьмая заповедь: Не укради

 Десятая заповедь: Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, … , ничего, что у ближнего твоего

Беларусь не лучшая ученица России, но все плохое перенимается легко,  в  отличие  от  хорошего.  Уже  два  века  на  вопрос  «Что  происходит  в  России?»  можно  уверенно  отвечать:  «Крадут!»  без  опасения  ошибиться.  Что  происходит  в  Беларуси?  «Крадут»,  –  отвечал Лукашенко. «Продолжают красть», – добавляет Антончик. И все довольны. Одни сказали правду, другие правду услышали; те, кто крал, – продолжают красть, те, у кого крадут, – спокойны; власть знает, что крадут, – значит, все в порядке.

Грех воровства лежит на тех, кто крадет, а не на всем народе. Но на ком грех того, что мы так легко позволяем воровство? Мы привыкли, мы не просто терпим это – мы учим детей тому же: «Без этого не прожить, с волками жить – по-волчьи выть». Терпимость к воровству становится национальной чертой беларусов, а поощрение воровства – государственной политикой.

Большевики ввели в обиход оригинальный вид воровства в особо крупных размерах – экспроприацию, а затем возвели его в доблесть словесным  добавлением:  «Экспроприация  экспроприаторов».  Воровство   остается   воровством,   даже   если   обворовываются   воры. Детская правовая наивность Юрия Деточкина из знаменитого фильма  «Берегись  автомобиля»  не  к  лицу  государственным  деятелям, да  и  народ  мог  бы  быть  мудрее  и  «праведнее»,  голосуя  за  борца  с коррупцией.

Если декабристы добивались того, чтобы не было бедных, то наш народ уже целый век идет за теми, кто добивается того, чтобы не было богатых. Социализм – квинтэссенция зависти. Зависть как «общенародное» чувство является оправданием тотального воровства. Победить коррупцию, воровство, криминальный и государственный рэкет можно  только  вытравив  в  себе  зависть.  Антикоррупционные  комитеты, прокуратура, милиция слишком слабы и одиноки для борьбы с таким врагом. Грех воровства – грех отдельного человека; зависть, оправдывающая все виды воровства, – общий грех народа.

Смысл всей деятельности беларусского правительства (как прошлого,  так  и  нынешнего)  сводится  к  тому,  чтобы  не  давать  никому  богатеть (это не мешает богатеть тем, кто близок к правительству), чтобы  удерживать  определенный  уровень  нищеты  в  стране.  Народ полностью  поддерживает  деятельность  такого  правительства,  ему это  нравится,  поэтому  нищета  есть  то,  о  чем  заботится  сегодняшняя власть, а мы вполне заслужили именно такую власть. Если сравнить инвестиции в страны бывшего соцлагеря, то на одном полюсе находится Венгрия, где на одного жителя приходится 558 долларов иностранных инвестиций, – значит, труд каждого жителя стоит еще больше;  на  другом  полюсе  –  Беларусь:  1  (один)  доллар  на  одного жителя; значит, результат труда каждого беларуса стоит только чуть-чуть выше. Труд украинца стоит 4 доллара, т.е. в 4 раза больше, чем беларуса, а труд эстонца – в 139 раз выше. Но ведь это мы сами так оцениваем  свой  труд.  Наши  правители  умудряются  поссориться  со  всеми инвесторами в экономику Беларуси. Деньги и кредиты банков мы  просто  проедаем  и  сжигаем  в  двигателях  внутреннего  сгорания автомобилей  госчиновников,  Джорджа  Сороса6  наши  премьеры  и президенты называют агентом спецслужб. Имидж беларусского государства в глазах мирового сообщества складывается такой, что скоро о нас будут говорить как о государстве-попрошайке, при этом глупом и самодовольном.

Превращенные  формы  воровства  культивируются  в  Беларуси в  большом  ассортименте:  льготные  кредиты  –  предмет  вожделения  воров-банкротов, получают их «по блату», а мечтают о них все. То же относится ко всем многочисленным льготам, которыми как достижениями гордилось прошлое правительство.

Бартерные  сделки  государственных  предприятий  –  поменяли промышленную  продукцию  на  два  автомобиля  и  100  пар  женских сапог по ценам ниже рыночных. Выиграли от сделки 102 человека, а работали несколько сотен. Воровство, а все говорят: «Молодец директор!»  Дотации  производителям.  Хорошим  руководителем  в  Беларуси считается тот, кто может «прогнуться» перед чиновником и выбить деньги из бюджета. Умение зарабатывать как качество руководителя не ценится.

Те,  кто  не  может  воровать  активно,  занимаются  попрошайничеством. Давайте нам бесплатное жилье, образование, здравоохранение, телефонную  связь,  дешевое  отопление,  транспорт  и  молоко.  В  экономике  ничего  не  бывает  бесплатно  –  кто-то  обязательно  за  все  это платит.  Бесплатным  образованием,  жильем,  транспортом  пользуется  меньшинство, а расплачивается большинство. Дешевым молоком, отоплением, телефоном, газетами, бесплатным здравоохранением пользуется большинство, а расплачивается меньшинство, но компенсации не происходит. Обманутыми, обворованными и нищими остаются все.

Бороться нужно с нищетой, а не с богатством. Нужно не завидовать хорошей жизни, а стремиться к ней. Не рассчитывать на бесплатные подачки, а зарабатывать. От власти нужно требовать создания условий для зарабатывания денег, а не пособий по бедности.

Сегодня  мы  грешны  в  терпимости  к  воровству,  в  поощрении  воровства, в зависти и возжелании добра ближнего своего. Мы возжелали дешевых энергоносителей, дешевых товаров и услуг, денег западных  фондов,  жабрачым,  спекулируя  на  Чернобыле.  Беларусь  вся в  долгах.  Занимающий  деньги  без  намерения  их  вернуть  –  вор  или мошенник.

Мы заслуживаем своего правительства и жизни, которой живем.

    Девятая заповедь: Не произноси ложного свидетельства

В  Беларуси  много  (очень  много)  написано  о  Великой  Отечественной войне, а всей правды мы до сих пор не знаем. Много написано о Чернобыле, но ложь началась со дня аварии и продолжается  до сих пор. К ней добавляется умолчание и сокрытие правды о чернобыльских фондах и программах. Мы до сих пор не знаем всей правды о Куропатах и вообще об истории Беларуси, особенно о ее советском периоде. 

Политики с энтузиазмом лжесвидетельствуют друг против друга,  им  помогают  журналисты.  Врет  официальная  статистика.  Даже должностные лица, которые должны принимать судьбоносные решения для страны, руководствуются недостоверной информацией.

 Фарисейство

Остановимся на этих пяти грехах, чтобы не поддаваться соблазну сомнительных аналогий (а то так и подмывает рассмотреть мезальянс  Беларуси с Россией как прелюбодеяние и содомо-гоморрский грех).

Мне не пристало критиковать древних фарисеев Палестины, которые  стремились  к  нравственной  чистоте.  Но  имя  фарисеев  стало нарицательным после того, как их эпигоны стали прикрывать показной благостью и религиозностью отсутствие веры и честности: молясь публично, грешили наедине с собой.

Как иначе, чем фарисеями, назвать людей, которые в повседневной жизни говорят по-русски, а публично – по-беларусски? Лидируют  в  соревновании  по  переводу  своего  учреждения  на  беларусский  язык, не пользуясь им, учат детей, но не говорят сами?

Кто как не фарисеи клянутся в приверженности рынку и открытому обществу, а поступают так, чтобы ни рынка, ни свобод в Беларуси не было при их жизни?

Популизм  есть  фарисейство  чистой  воды.  Зная,  что  причины кризиса  системные,  демонстрировать  народу  отдельных  виноватых, «козлов отпущения» – фарисейство; бороться с инфляцией на словах и ничего на делать в этом направлении – фарисейство; приезжать из Сочи и возвращать цены к уровню двухнедельной давности – фарисейство; обещать запустить производство на заводах, зная, что это невозможно, – фарисейство; клясться на Конституции охранять суверенитет Беларуси и сдавать его по частям – фарисейство. Множить примеры можно бесконечно.

Коммунизм,   призывающий   забыть   все   свои   пороки   и   преступления   и   помнить   только   свои   красивые   лозунги   и   сказки,  – фарисейство.

Национализм, превозносящий свою нацию, не замечая ее грехов, – фарисейство.

Либерализм – это фарисейство особого рода. Либералы справедливо  считают,  что  отдельная  личность  не  несет  ответственности  за дела правителей. Но они полагают, что народ есть полная абстракция, а личность конкретна. Поэтому не видят, что каждый отдельный человек собирает в себе достоинства  и пороки своего народа. Нельзя  возлагать извне ответственность на гражданина за дела его государства, но гражданин, не чувствующий своей причастности к делам государства, не принимающий на себя ответственность за то, что происходит  с  его  согласия  или  по  причине  его  неучастия,  не  способен воздействовать на общественные дела, т.е. не способен к политической жизни. Такой человек вне политики. Либералы, не принимая на  себя ответственности за дела нации и государства, думают, что они чисты, а они просто вне политики, они не у дел. Даже падчерица Жириновского ЛДП, присвоившая себе чужое имя, честнее тех партий, которые считают себя истинными либералами. Они просто узурпаторы, а не фарисеи.

Суд,  охраняющий  власть,  а  не  справедливость  и  закон,  –  фарисейский суд. Парламент, затрудняющий новые выборы и создающий режим максимального благоприятствования для своих членов, позволяющий себе торговаться с исполнительной властью, – фарисейский  парламент.  Пресса,  вяло  покритиковывающая  тех,  кто  ей  платит,  – фарисейская пресса. Профсоюзы, ждущие от властей разрешения на  забастовку  в  удобное  для  правительства  время  и  опасающиеся, что государство перестанет «вытряхивать» взносы их членов через бухгалтерии, – фарисейские профсоюзы. Партии, созданные с единственной целью персональной раскрутки своих вождей, – фарисейские партии.

 Эпилог

У меня много заказов на аналитические материалы по разворачивающейся  предвыборной  кампании  в  парламент  от  тех,  кто  помнит мои публикации в ходе президентских выборов. Эта статья есть мой ответ самому себе на вопрос, почему я не хочу писать аналитики так, как я делал это в прошлом году. Я не хочу участвовать во лжи и фарисействе. Предвыборная кампания этого года будет новой встречей околополитических фарисеев с избирателями, готовыми к тому, чтобы  их  обманывали.  Без  покаяния  (я  бы  предпочел  говорить  о рефлексии, а не о покаянии, но меня часто упрекают в злоупотреблении терминологией, хотя я думаю, что нужно говорить адекватным языком, поэтому обращаюсь к компромиссному языку) в грехах, без  признания ошибок прошлых лет не может быть правовых цивилизованных выборов. Анализировать нынешние выборы и политическую ситуацию с применением современных культурных средств – системного анализа, правовых знаний, политологических методов – означает признание того, что мы имеем дело с настоящей политической и правовой ситуацией, а не с иллюзией политики и права. Возможно, что поступать так значит участвовать в фарисействе.

Покойный Мераб Мамардашвили  в последние годы жизни размышлял с опорой на всю историю философии о том, в чем состоит предназначение его как человека и как философа. Проблему он сформулировал  в  вопросах  «трех  К»:

1.  Декарт  (Картезий,  по-латыни):  что Я могу ЗНАТЬ в этом мире?;

 2. Кант: что Я могу ДЕЛАТЬ?;

 3.  Кафка: действительно ли то, что я МОГУ ЗНАТЬ и ДЕЛАТЬ? И действительно ли, что это Я могу знать и делать? 

Я не буду рассказывать о размышлениях философа. Те, кто хотел это знать – уже знает, кто захочет – прочтет у самого Мамардашвили. Я напомню только его по-грузински выраженную человеческую и  гражданскую  позицию,  к  которой  он  пришел  в  результате  своего  философствования: «Если грузины проголосуют за Гамсахурдиа , то я не хочу быть грузином, иначе Я буду не Я» (привожу по памяти то, что прочел в грузинской газете).

Грузины  ошиблись  и  признали  свою  ошибку,  она  им  дорого обошлась.  Чингачгук  из  анекдота  говорил,  что  только  бледнолицые дважды наступают на одни и те же грабли. Наступят ли бледнолицые беларусы  на  те  же  грабли,  что  и  в  прошлом  году?  У  меня  создается впечатление,  что  те,  кто  готовится  в  депутаты  нового  Верховного  Совета, первого парламента Республики Беларусь, собираются подсунуть избирателям и народу грабли последнего Верховного Совета  БССР и прошлогодних президентских выборов. Готовы фарисейские  агитки и прокламации для предъявления народу. Расчет строится на том, что народ не заметит подлога, что народ по-прежнему готов грешить сотворением кумиров, верить обещаниям подачек и льгот, зариться на чужое.

Если в диалогах предвыборной кампании сойдутся фарисействующие политики и готовые обманываться избиратели, то стыдно участвовать в этом.

Все сказанное выше – не утверждения, а сомнения. Я думаю, что каждый беларус хотел бы, чтобы эти сомнения не подтвердились. В своих сомнениях я исхожу из того, что вижу, слышу и читаю. Говорит и пишет не народ, а отдельные люди. Они могут сознательно вводить в заблуждение, могут самообманываться, могут ошибаться. Но решают в ситуациях выборов не отдельные писатели, говоруны, политики  и чиновники, а народ – избиратели. Хочется верить, что каждый отдельный  избиратель  рефлексивен  (покаянен,  в  терминологии  этого текста),  осознавая  всю  причастность  к  беларусскому  народу,  он  не будет множить грех, усугублять заблуждение.

Статья была написана 30 января 1995 г. и спустя два года  опубликована в газете «Понедельник» под названием  «Кто без греха?» с сокращениями и правками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.