ПЕДАГОГИКА (буквально с греческого — вождение детей) — совокупность представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. В зависимости от прагматической аспектизации П. называют:
- Научную дисциплину, изучающую процессы взросления, окультуривания и социализации детей;
- Технологическую дисциплину, включающею в себя принципы, правила и нормы, регламентирующие поведение и деятельность взрослых относительно детей, а также права и обязанности взрослых во взаимодействии с детьми;
- Искусство и ремесло специальной социальной группы или профессионального сообщества, которому общество делегирует взаимодействие с детьми от имени всего общества;
- Прикладную философию или философию, занимающуюся практической апробацией нарабатываемых ее представлений и подходов к жизни, человеку, социуму, познанию и практической деятельности;
- Результат культурологических, антропологических и этнографических исследований различных культур и субкультур, описывающий принятые в данной культуре формы воздействия взрослого сообщества на детей и формы взаимодействия в детском сообществе (народная П.).
- Научная П. возникает в 17 в. (Я.А.Коменский, Локк) когда было положено начало систематическому изучению процессов взросления, окультуривания и социализации, выявлению и описанию закономерностей этих процессов. Хотя и до этого существовал богатый, но неоформленный эмпирический и теоретический материал. Для Коменского в описании закономерностей названных процессов определяющим выступал принцип природосообразности, предполагавший преформизм в индивидуальном развитии ребенка. Развитие трактовалось как разворачивание имманентно присущих индивиду свойств и качеств, Этапность и закономерность в индивидуальном развитии диктовали нормативность деятельности педагога, обязанного их учитывать в своей деятельности. В таком подходе в предмете научной П. синтезировались знания анатомии, физиологии и психологии ребенка. А исследовательские результаты оформлялись как закономерности физического, умственного или душевного развития (например, умственный возраст и шкала Ж.Бине, учение Гербарта об этапах взросления, психоаналитическая концепция психологических кризисов социализации Э.Эриксена). Отказ от идеи преформизма и иная трактовка развития связаны с культурно-исторической концепцией Выготского, в которой определяющим выступал принцип культуросообразности, а вместо исследований закономерностей разворачивания имманентных качеств и свойств индивида выдвигалась задача проектирования зоны ближайшего развития. Физиологические и психологичеcкие законы принимаются в этой концепции как материал для проектирования. Альтернативная версия программы научной П. связана с сенсуалистической идеей чистой доски — tabula rasa (Локк, Кондильяк), и, соответственно, принципом ассоцианизма. Исследовательские задачи в этом подходе состояли в установлении закономерностей индивидуального восприятия, познания и научения. Научные результаты оформлялись в ассоциативной психологии (например, Г.Эббингауз), в бихевиористких (см. Бихевиоризм) концепциях научения (Д.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скиннер). Третья программа построения научной П. относится уже к 20 в. В этой программе объектом педагогики выступает не только развитие ребенка и человека, но и культурная коммуникация. П. становится полипредметной дисциплиной, в которой комплексируется естественнонаучное и гуманитарное знания в их деятельностных версиях. Материалом для комплексирования педагогического предмета становятся не только знания из традиционных областей (физиологии, психологии, логики и социологии), но и достижений герменевтики, семиотики, антропологии, теории коммуникации и диалога культур.
- Как технологическая дисциплина П. организует деятельность одного из важнейших социальных институтов, обеспечивающих непрерывность и преемственность культуры — школы. Школа всех уровней является одним из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике известного социолога Тоффлера, несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства. Изменения и эволюция педагогических технологий гетерохронна относительно развития остальных социальных институтов, поэтому школа и вся система образования переживает периодические кризисы обновления и перманентного реформирования. Технологизация всей системы социальной коммуникации как «футурошок» особенно остро проявляется именно в образовании, а П. часто оказывается неготовой отвечать новыми технологиями на очередной вызов. В последние десятилетия все чаще новые технологии образования, обучения и подготовки просто заимствуются сферой образования из других областей, а не разрабатываются в рамках П. За П. остается область обеспечения грамотности (см. Функциональная грамотность). В рамках П. как технологической дисциплины выделаются автономные технологические отрасли: дидактика, методика, программированное обучение и т.д.
- Трансляция педагогического знания, как в архаичных, так и в современных вида скорее не технологична, а принимает формы искусства и ремесла. Распространенными литературными жанрами в такой трансляции являются автобиографии (Августин Блаженный, Абеляр, Коллингвуд, Милль, Сартр), романы воспитания, или специальная литература в квазихудожественной форме (Руссо, А.С.Макаренко, Я.Корчак). Педагогическая деятельность во многом экземплифицирована и уникальна, и именно в формах искусства и индивидуального ремесла представлена в своих высших проявлениях. История П. содержит в себе галерею великих учителей от Сократа и Конфуция, до создателей школ и направлений в искусстве и науке.
- Зачастую новые педагогические системы создавались и вводились философами (Я.А. Коменский, Дьюи), а история П. есть отражение истории философии (Платон, Локк, Руссо, Спенсер, Песталоцци, Кант и др.). Гессен отмечает, что даже самые частные и конкретные вопросы П. возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоречий. Такое понимание (вслед за Наторпом) позволяет ему назвать П. прикладной философией.
- В развитии цивилизации далеко не сразу дети, детский мир и детское сообщество стали рассматриваться как самостоятельные участники во взаимодействии с миром взрослых и взрослым сообществом. Только в 20 в. кроскультурные исследования дали возможность увидеть многообразие культурных форм взаимодействия взрослых и детей. Описаны различные варианты народных П.П. В рамках культурологии и антропологии стали исследоваться как самостоятельно существующие мир детей и детское сообщество. В определенном смысле можно говорить об особой П. существующей в детских сообществах для самих детей, которая, с переменным успехом конкурирует, с взрослой П.
В целом педагогические представления и знания настолько гетероморфны и гетерономны, что создание некой целостной общей П. вряд ли возможно. Все попытки такого рода либо идеологически тенденциозны, либо представляют собой неоправданный редукционизм.
Владимир Мацкевич, Софья Савелова