“Европейское время” 20.09.94
Был такой анекдот. Склонившаяся над корытом прачка, устало мечтает: — Вот, выйду замуж за графа, стирать буду только на себя и на графа. Все дальнейшее — мораль из этого анекдота.
Одному цинику прошлого века приписывают такое высказывание: “Я могу жить без самого необходимого, но не могу без излишеств”. Оценки того, что является необходимым, что полезным, что роскошью — всегда субъективны и напрямую зависят от того, кем оценивается. Прачка и графиня считают полезным и необходимым разное.
Вы знаете почему из швейной фабрики “Большевичка” никогда не будет выходить модная одежда, даже если поставить самое современное оборудование и запустить самые современные модели в производство? Потому, что завтра в моде будут другие модели, а фабрика “Большевичка” заметит это только через десять лет. Ведь и швея и директор этой фабрики не ходят на демонстрацию мод “от кутюр”. Да и места такого нет в округе в тысячу километров от этой фабрики. Работники “Большевички” думают о том, что полезно, что носят соседки с фабрики “Красный портной”.
Технология моды — это гуманитарная технология. А как всякая технология, она состоит из технологических звеньев и элементов. Выкиньте один элемент, и разрушится вся технологическая цепочка. Подиум демонстрации “от кутюр”, соревнования кутюрье, модели, которые могут носить только вышколенные манекенщицы — все это звенья гуманитарной технологии моды, но с точки зрения прачек и министерства швейно-галантерейной промышленности, это “богатые с жиру бесятся”. Без “от кутюр” не бывает даже приличного ширпотреба.
Никто не будет разъезжать по городу на машинах “Формулы 1”, никто не станет готовить свою “Ниву” как для гонок “Париж-Дакар”, но без этих соревнований и машин, в них участвующих, невозможно развитие автомобильной промышленности. Для прачек все это представляется запредельной роскошью.
Современные технологии обязательно включают в себя технологическое звено высших достижений. Для тех кто понял, как гласит рекламный текст.
Думать об этом и понимать могут “графы”, но не “прачки”. Прачки могут думать только о том, что повседневно необходимо. Нужен автомобиль, все мечты о “Запорожце”. Зачем организовывать гонки “Формулы 1”? Ведь на таких машинах на дачу не поедешь. Скудость фантазии прачек — причина отсталости страны. “Страна огурцов” — это не пасквиль “Известий”, это констатация положения дел в нашей стране. Беларусь нормально “смотрится” как захудалая провинция в большой империи, в которой кроме провинции есть столица, где есть подиум для высших достижений. Но как суверенное государство, Беларусь — страна огурцов, здесь нет кутюрье, элитарных мест для демонстрации высших достижений, нет никого, кто думал бы “ширше” прачек, все осталось в Москве. То, чем может довольствоваться провинция, совершенно недостаточно для независимой страны. Пора обзаводиться всем своим, что нужно в хозяйстве.
За полгода жизни в Минске мне пришлось убедиться в том, что здесь три четверти тех, кто должен быть “графами”, являются “прачками, стирающими только на себя”, поскольку фантазия прачек дальше стирки поношенного белья не распространяется.
Мелкие “предприниматели” (которые, конечно же, не “графья”, но могли бы быть “шляхтой”) не видят ничего кроме мелочных спекулятивных сделок, как были “советскими кооператорами”, так и остались ими. Банкиры и крупные предприниматели мыслят также. Мы банк для прачек, и работают у нас прачки, поэтому проконсультируйте нас так, чтобы на стирке и проплате поставок мыла мы могли сделать 30 % годовых в валюте. Если такой “финансист и предприниматель” и думает о чем то, что выходит за пределы поставок мыла для стирки, то это ограничивается тем, как и за сколько можно купить чиновника, чтобы проплата “мыльной сделки” могла быть скрыта от налоговой инспекции.
В Беларуси полностью отсутствует то, без чего немыслима ни одна современная страна — взаимодействие трех элит: бизнеса, политики и интеллекта. Прачки делают бизнес, политику и науку. Модели государственного строительства делаются по “лекалам” фабрики “Большевичка”. Бизнес приватизирует все ту же фабрику, с ее технологией. А “ученые” обосновывают, что “это народу нужно, что другого народ не поймет”. Ссылки на народ, столь распрастраненные в среде беларусских политических, предпринимательских и ученых “элит”, есть только оправдание собственной бездеятельности. Элиты сами, в первую очередь, должны перестать быть прачками. Политические партии грызутся между собой по пустым поводам. Эта грызня прачек на коммунальной кухне, а не политика. Бессилие беларусской политологии и прочих гуманитарных наук даже обсуждать не хочется. О чем можно говорить, если в среде политиков и ученых до сих пор в ходу обращение “товарищ”, если все государственные органы независимой страны, хоть и по новой Конституции, построены по большевистскому фасону БССР. Кто станет всерьез рассматривать Верховный Совет как парламент. Дело не только в названии. Депутаты, избранные в Верховный Совет БССР, уютно чувствуют себя в Верховном Совете РБ. Бизнес уже купил их всех в БССР, доплату “за вредность” быть “товарищами депутатами” в “буржуазной” Республике тоже регулярно выплачивают. Прачки с прачками, товарищи с товарищами всегда договорятся.
“Молодая Беларусь” в лице успешных бизнесменов и политиков понимает “огуречность” и “прачечность” организации всех сфер жизни в стране. Кое-кто пытается даже делать кое-что. Но эти действия совершенно не технологичны. Нужна газета, делают попсовую “Газету Алекса Сидорова им. Лохнесского динозавра”. Колхозный телеканал БТВ собирается обзавестись своим Карауловым и “Итогами”.
Господа! Товарищам не под силу такие “фасоны”. Повседневные одежды могут быть красивыми только спустившись через ряд технологических звеньев с подиумов от кутюр. Но сначала нужно позаботиться, чтобы такие подиумы в Беларуси были. Нужны высшие достижения, и только те, кто прошел школу высших достижений, смогут сделать вам то, что нужно “на каждый день”. Но прачки, привыкшие экономить на товарах повседневного спроса, даже имея миллионы долларов в кармане, не способны понять, за что нужно платить кутюрье. Они меряют модели на подиуме мерками одежды “на каждый день”.
Скупой платит дважды, трижды и бесконечно. Налогоплательщики и предприниматели будут бесконечно оплачивать государственные реформы, сделанные прачками, если будут экономить на интеллектуальных кутюрье. Президент вынужден будет бесконечно оправдываться за действия своего аппарата, если будет считать, что ему нужны кадры попроще (чтоб народ понимал), а не умники типа “завлаба” Гайдара.
Товарищи! Хотите жить хорошо — станьте господами! Господами своей жизни и судьбы. Перестаньте “стирать”.
P.S. С января 1995 года в Минске начнет выходить журнал “Культурная политика”. Это журнал для элит. Чтобы выполнить свою задачу, этот журнал должен стать “подиумом” для политических, предпринимательских и интеллектуальных “кутюрье”.
Будущим читателям. Не подходите к этому журналу с мерками повседневных нужд, сиюминутного прагматизма.
Кутюрье предпринимательства, политики и науки (все они есть в Беларуси, но не носить же вечерние туалеты “от Кардена” на службе) приглашаются на “подиум”.
Как раз в это время вышло несколько номеров цветной как петушиный хвост, но совершенно пустой газеты “Алекс”, выходила “Газета Андрея Климова” с претензиями и некоторым куражем, но “без царя в голове” и журнал “Несси”. 11/01/98
Тогда “Заметалиным еще был Федута” именно ему принадлежала инициатива реорганизации БТ. Но “Киселем уже тогда был Кисель”, а его фантазия даже сегодня дальше “Итогов” не простирается. Дело даже не в подражательстве (весь телевизионный мир ворует идеи друг у друга), а в слепом подражательстве. Телевизионное начальство и идеологи думают, что в Карауловы, Познеры или Сванидзе можно кого-нибудь назначить — ведь назначали же Жданов и Сталин классиков в свое время, а из Шереметов можно уволить.