Почти 20 лет страны Восточной и Центральной Европы пребывают в процессе реформирования политической системы, экономики, уклада и образа жизни. В большинстве этих стран реформы уже давно приносят положительные результаты, хотя сам процесс в каждой из них находится на разных стадиях и этапах. И только Беларусь очевидно выпадает из общего контекста. Реформы в Беларуси тоже декларируются, но осуществляются с заметным своеобразием, а результаты оцениваются очень противоречиво. Разброс этих оценок очень широк – от крайне восторженных до полностью пессимистичных. Инициируемые в Беларуси изменения характеризуются то как половинчатые и непоследовательные реформы, то как контрреформы и реставрация старых советских порядков, то как свой особый путь. За долгие годы наблюдения за ходом общественно-политических и экономических изменений в Беларуси было выдвинуто множество объяснений и интерпретаций своеобразия и противоречивости проводимых реформ.
Качество и образ жизни в Беларуси: эволюция и возможности трансформации. Водолажская Татьяна, Мацкевич Владимир. Серия: Беларусь для начинающих, Минск, 2007
Введение к книге
Почти 20 лет страны Восточной и Центральной Европы пребывают в процессе реформирования политической системы, экономики, уклада и образа жизни. В большинстве этих стран реформы уже давно приносят положительные результаты, хотя сам процесс в каждой из них находится на разных стадиях и этапах. И только Беларусь очевидно выпадает из общего контекста. Реформы в Беларуси тоже декларируются, но осуществляются с заметным своеобразием, а результаты оцениваются очень противоречиво. Разброс этих оценок очень широк – от крайне восторженных до полностью пессимистичных. Инициируемые в Беларуси изменения характеризуются то как половинчатые и непоследовательные реформы, то как контр-реформы и реставрация старых советских порядков, то как свой особый путь. За долгие годы наблюдения за ходом общественно-политических и экономических изменений в Беларуси было выдвинуто множество объяснений и интерпретаций своеобразия и противоречивости проводимых реформ.
В большей части этих объяснений и интерпретаций причины, как удач, так и неудач, разворачивающихся в Беларуси процессов, усматривались в субъективных факторах, а зачастую в личных качествах конкретных персонажей беларусской политики. Нам кажется, что возможности субъективистских и персоналистских объяснений уже исчерпаны. Необходимо разбираться с глубинными факторами и причинами. Ошибки или достижения отдельных людей или политических субъектов, их воля или консервативные установки могут на некоторое время затормозить ход общественных процессов или даже развернуть их в обратном направлении. Но сегодня уже понятно, что особый «беларусский путь» не просто навязан действиями отдельных политических субъектов, но он находит широкую поддержку в беларусском обществе и хорошо согласуется с ожиданиями и запросами значительной части населения страны. Нельзя понять разворачивание общественно-политических и экономических процессов в Беларуси, не разобравшись с природой и основаниями такой общественной поддержки и такой согласованности государственной политики со мнением населения. Мы далеки от мысли, что ожидание и устремление какой бы то ни было, пусть даже и большой части населения обязательно совпадают с национальными интересами. За влияние на общественно-политические процессы чаще борются активные меньшинства, тогда как пассивное большинство только сопротивляется изменениям или, с той или иной степенью готовности, их принимает. Однако в конкретном беларусском случае обращает на себя внимание именно согласованное сопротивление демократическим и рыночным преобразованиям и такое же согласованное принятие патерналистских и антирыночных действий.
В результате многолетних исследований и анализа беларусской ситуации мы приходим к выводу, что причины такого положения дел коренятся в укладе и образе жизни беларусского населения. В принципе, объяснения хода беларусских реформ, опирающиеся на специфику менталитета, ценностей, способов мышления и т.д., также достаточно распространены. Чаще всего, они апеллируют к этим феноменам, как к объективным фактам, которые следует учитывать, но нельзя изменить.
Попытки реформирования, предпринимавшиеся до сих пор, распространялись на сферы идеологии, политической власти, государственного строительства и управления, экономики и хозяйственного уклада. Но уклад и образ жизни воспринимались как нечто неприкосновенное и не подлежащее искусственно-техническому отношению. Именно на таком отношении базируются все консервативные подходы и объяснения того, почему в Беларуси изменения не нужны, а те, что проводятся, – неуспешны.
В этой работе мы рассматриваем сферу образа жизни как изменяющуюся: от поколения к поколению, даже за период, сопоставимый с жизнь человека. Более того, мы полагаем, что в сфере образа жизни возможны и даже необходимы целенаправленные изменения или реформы, требующие для своего обеспечения соответствующих концепций, понятий, программ и политической воли.
В первой части этой книги мы описываем изменения, которым подвергался уклад и образ жизни в Беларуси во второй половине ХХ в период существования СССР. В этой же части мы характеризуем политику и государственные программы последних десятилетий. Мы исходим из того, что действия беларусских властей направлялись теми концепциями, понятиями и категориями, которые им предлагали общественные и гуманитарные науки. Беларусский режим целенаправленно и последовательно реализовывал программу, построенную на основе советской идеологии и обществоведения. Для разработки же новых программ и перехода к запуску реформ, соответствующих современным мировым тенденциям и полноценному включению Беларуси в общеевропейский процесс, необходимо преобразование концептуальных оснований гуманитарных и социальных подходов, понятий и категорий. Поэтому во второй части мы разбираем возможности и пути построения таких понятий и категорий, которые позволили бы осуществлять реформирование сферы образа жизни.
Мы видим два направления использования разрабатываемых нами понятий в сфере образа жизни. Первое направление – это критика советского обществоведения и господствующих в Беларуси представлений о человеке и обществе с последующим переходом к новым концептуальным основаниям. Реализоваться это направление может только в широком общественном диалоге, включающем в себя не только идеологические споры, но и академические и научные дискуссии, PR-кампании в средствах массовой информации, освобождение от догматизма учебных программ в ВУЗах и школах. Настоящая книга – это маленький вклад в широкий общественный диалог, который еще только предстоит развернуть. Второе направление связано с «культурной политикой» и программой исследований, которую мы реализуем, начиная с 1994 года. Она развивается и видоизменяется как в соответствии с изменением общественно-политической ситуации, так и по мере нашего собственного продвижения и накопления знаний и материала. И в третьей части мы очень коротко описываем тот раздел исследовательской программы в рамках «культурной политики», которая затрагивает сферу образа жизни.
Представляемая на суд читателей книга продолжает начатую нами в 2007 году серию «Беларусь для начинающих». И вся серия, и эта книга задумывались для тех читателей, которые только начинают знакомиться с беларусскими реалиями и могли бы включаться со своими знаниями и опытом в процессы трансформации и реформирования в Беларуси. Такое включение мы рассматриваем как исключительно позитивный фактор. Беларусским реформаторам, экспертам и аналитикам необходим и критический взгляд извне, и сотрудничество с европейскими и российскими научными центрами и экспертными сообществами. Как показывает наш опыт, книги из серии «Беларусь для начинающих» необходимы и самим беларусам. К сожалению, мы не очень хорошо знаем свою страну, а исследовательских программ пока недостаточно для того, чтобы мы узнали нашу страну так хорошо, как это необходимо для ее успешного реформирования и обустройства